• Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Библиотека

Библиотека

Приходите в нашу библиотеку!

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Подготовила
воспитатель-методист
Жигадло С.О. 2011р

На формирование личности ребенка влияют много факторов, среди которых главное место занимает культура и искусство. Постепенно знакомясь с культурным наследием человечества, ребенок приобщается к его ценностям, обогащает собственный жизненный опыт, имеет возможность творчески применять приобретенные знания в присущих ей видах деятельности. Соответственно, развивается воображение, мышление, коммуникативные навыки, умения понимать другого и тому подобное.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство, театр, становятся для ребенка источником переживания радостей, открывают ребенку искусство, обеспечивают богатство впечатлений. В. Сухомлинский отмечал: «Каждый ребенок не только воспринимает, но и рисует, творит, создает. То, как ребенок видит мир, - является своеобразным художественным творчеством. Образ, что воспринял и одновременно создал ребенок, несет в себе яркую эмоциональную расцветку.

Дети испытывают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и добавляя к ним что-либо из фантазии. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд духовного творчества».

Понятие «творчество» широко используется в повседневной жизни и научной литературе. Однако существуют трудности относительно его значения. К основным понятиям «творчеству» принадлежат такие:

  • Творчество - это деятельность человека, в которой он создает новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые обиды и знания;
  • Творчество является высшей формой активности и самодеятельности человека; Творчество - это сугубо человеческая деятельность; это не только создание общественно значимого продукта, творчеством можно назвать все те «открытия», которые человек делает лично для себя; творческими являются почти все психические процессы, за исключением, может, автоматизированных действий;
  • Творчество – это потребность в самой актуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Анализируя приведенные определения, делаем вывод, что творчество – это человеческая деятельность, в процессе которой личность, удовлетворяя потребности в реализации своих способностей, создает новые знания, объекты, схемы поведения, делает собственные «открытия».

Рядом с понятием «творчество» употребляется и «креативность». Креативность рассматривается учеными как характеристика творческого потенциала личности. За словарем сроков «Дошкольное образование», «креативность – это уровень творческой одаренности, способности, к творчеству, которое составляет достаточно стойкую характеристику личности». Следовательно, понятие «творчество» и «креативность» характеризуют личность.

Как указывает Л. Паламарчук, творчество является напряженной работой, которой предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире, восприятия, анализа явлений, событий, осознания собственного отношения, к ним. Но это больше касается взрослых. Для ребенка-дошкольника познание окружающего мира составляет смысл его жизни, творчество является будто продуктом этого познания. Ввиду психологии личности ребенка-дошкольника, не можем не остановиться на особенностях детского творчества.

Анализ трудов научных работников позволяет утверждать что:

  • Творческие проявления у ребенка наблюдаются достаточно рано. Но, к сожалению, наука не имеет достаточно полной характеристики творческих проявлений ребенка раннего возраста. Предопределено это в первую очередь тем, что каждый ребенок индивидуален, следовательно, творческие проявления у каждого отдельного ребенка будут присущи только этому ребенку, хотя, безусловно, есть и типичные творческие проявления, характерные для детей-дошкольников;
  • Для детского творчества характерной является непредсказуемость, спонтанность. Творческие процессы чаще всего протекают на несознательном уровне, а сознание фиксирует лишь их конечный результат. Причем не все, что удивляет ребенка, будет удивлять взрослого, поскольку мир ребенка - своеобразный, непознаваемый, индивидуальный – является таким, что не всегда поддается взрослому объяснению;
  • Для детского творчества характерной является непредсказуемость, спонтанность. Творческие процессы чаще всего протекают на несознательном уровне, а сознание фиксирует лишь их конечный результат. Причем не все, что удивляет ребенка, будет удивлять взрослого, поскольку мир ребенка - своеобразный, непознаваемый, индивидуальный – является таким, что не всегда поддается взрослому объяснению;
  • И в творческой, и в любой другой деятельности ребенку свойственные всеобъемлющая любознательность, исследование мира: от «Что это такое?» к «Хочу знать все!». Познавательная активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, но и на распознавание его уклада, причины, цели, назначения, способа использования, и тому подобно. Познавательный интерес является важной составляющей познавательной активности. Он растет в процессе накопления ребенком опыта познавательной деятельности, которая также оказывается в детском творчестве;
  • Ребенку свойственно влечение к сказкам, стихотворениям, музыке, картинам, в целом – к искусству. Одной из характерных черт ребенка раннего и дошкольного возраста есть ощущения прекрасного, стремления, к красивому. С рождения ребенка привлекают ритмичные движения, музыкальные звуки, яркие цвета, выразительная мимика, голоса взрослых и детей. Постепенно у него формируется эстетичное восприятие, которое становится основным, «материалом» для творческой деятельности;
  • Формирование творческих способностей у детей, как правило, связано с игрой. Ведь давно известно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, а следовательно – и «ведет» за собой развитие ребенка. Дошкольники рисуют и – играют, танцуют и – играют, конструируют и – играют, называют слова, выдумывают сказки и постоянно играют. Играют даже тогда, когда занимаются серьезным делом. Через игру, экспериментируют, в творчестве идет познание ребенка окружающего мира. В игре ребенок делает попытки найти свое место в жизни;
  • Развитие этих способностей требует создания определенных условий, при которых ребенок будет чувствовать себя свободным от влияния взрослых. Когда дети увлечённые, свободные, беззаботные, творческое решение приходит будто само собой. Ребенок удивляется, радуется результату. Творческие проявления имеются там, где отсутствуют запрещение, сдерживание, определенные знания, моральные принципы и тому подобное. Л. Виготский указывал, что в детском творчестве большую роль отыгрывает комбинирования целого и частей, реального и вымышленного. Следовательно, в самостоятельной деятельности или во время общих из взрослым игр ребенку следует не навьящево раскрывать приемы творческого мышления, учить его замечать необычное;
  • Креативность является одной из базовых характеристик ребенка дошкольного возраста, который характеризует активную позицию особенности, готовность принимать мгновенные решения, любознательность, способность комментировать процесс и результаты деятельности, стойкую мотивацию достижений, развитое воображение, а также способность, к созданию творческого образа, который харатеризуеться оригинальностью, вариативнистю, гибкостю и подвижностью.

Следовательно, детское творчество – своеобразная область детской жизни. Занимаясь ею, ребенок действует, общается с взрослыми и сверстниками.

Если наблюдать за детьми и проанализировать их деятельность, можно заметить, что все, чем они занимаются, является своеобразным творчеством: ребенок познает свойства окружающих предметов; «играет» со словами, говоря ряд звуков родного языка, и создает необычные слова; експерементирует с разными материалами; просто играет.

В игре малыш имеет возможность поексперементировать, много раз выполнить любое действие, от которого он получает удовольствие и, возможно, разные результаты. Если любое дело малыша рассматривать как своеобразную игру - творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики, как:

· Скорость мысли – способность к генерированию наибольшего числа идей. Фактически – количество идей, которые возникают за единицу времени.

· Гибкость мышления – способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому. В процессе творчества необходимо уметь гибко изменять стратегию и тактику творческого поиска, переключаться с одной идеи на другую, уметь переносить идеи из одного объекта на другой и быть готовым к получению парадоксального решения;

· Оригинальность – способность формировать новые, неожиданные идеи, которые отличаются от общепринятых;

· Смелость – способность воспринимать решение в ситуациях неопределенности;

· Любознательность – открытость и интерес к более глубокому изучению отдельных видов детской деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, литературной и тому подобное.

В методической литературе вспоминается еще одно понятие, связано с творчеством, - творческие способности. Как определил Е. Фромм – это «способность удивляться, познавать, умение находить выход из нестандартных ситуаций; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания».

Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, творческие способности оказываются с пятого года жизни, но это вовсе не значит, что к этому моменту их не следует развивать. Напротив, чем раньше ребенка научат наблюдать, объяснять необычное, удивляться окружающим явлениям, предметам, експерементировать тем обстоятельнее подготовят ее к проявлению собственно творческих способностей.

Творчество во многом отличается умением по-разному выражать свои чувства и представления об окружающем мире. Для этого следует научить ребенка видеть предмет из разных сторон, уметь, учитывать разные признаки предмета, создавать образ. Необходимо, чтобы ребенок не только свободно фантазировал, но и направлял свою фантазию, творческие способности на решение разнообразных заданий.

Чтобы сформировать творческие способности, ребенку необходимо накопить больше всего впечатлений об окружающем мире во время выполнения разных видов деятельности. Позже ребенок заинтересуется процессом творчества, сначала в том виде деятельности, который ей понравится больше всего, а затем – во всех присущих дошкольникам видах деятельности (игра, рисование конструирование, игра на шумовых и музыкальных инструментах, пение и танцы, театрализующая деятельность, чтение и разыгрывание сюжетов знакомых литературных произведений, составления стихотворений или сказок, труд, лепка, аппликация, игры, с геометрическими фигурами или графическими символами, експеременты и тому подобное). Сформировав у ребенка интерес к любому (или нескольких) видов деятельности, вам удается увлечь воспитанника процессом творчества.

1. Иногда дети не могут сами определить, что им действительно нравится. Чтобы определить это, наблюдайте за ребенком, когда он действует самостоятельно, и попробуйте дать ответы на вопрос: «Чем занят ребенок?», «Проявляет ли она самостоятельность в отборе материалов для деятельности?», «Умеет ли пригласить к деятельности товарища?», «Как договаривается о ее ходе?», «Проявляет ли ребенок настойчивость в достижении поставленной цели?», «Получает ли ребенок удовлетворения от самого процесса деятельности?», «Имеющиеся ли в избранной ребенком деятельности продукты творчества?», «Радуется ли им ребенок?», «Удивляют ли они малыша?».

2. Для развития творчества необходимо создать соответствующие условия, которые влияют на позитивное состояние и повлекут проявлению у дошкольников умственной активности, выдержки, самоорганизации. В первую очередь это касается надлежащего психологического окружения. Также следует помнить о наличии необходимых для творческой деятельности материалов. Они всегда должны быть доступными для ребенка. При этом не важно, каким образом ребенок будет их использовать (по собственным назначением или как-то иначе). Главным является факт действия, собственно експеременты, познание свойств, способов действия, с тем или другим предметом или материалом.

3. По В. Сухомлинскому: «Детям не нужно много говорить, не надо много им рассказывать, слово – не игрушка, а словесное перенасыщение – одно из самых вредных перенасыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в это мгновение он думает, осмысливает услышанное и увиденное». Осторожно, мягко, ненавязчивость поддерживайте стремления ребенка к творчеству. Сочувствуйте неудачам малыша, поддерживайте творческие поиски ребенка, относитесь к процессу с симпатией и теплотой. В любом случае не давайте негативную оценку детскому творчеству. Будьте терпеливые к «странным» идеям ребенка.

4. Отвечайте на многочисленные вопросы детские вопросы. Поддерживайте желание ребенка познавать окружающий мир, особенно поощряйте интересные и глубокие вопросы детей. Время от времени оставляйте ребенка в одиночке. Избыточная опека может мешать детскому творчеству, а навязчивость помощи может восприниматься как нарушение пределов личной свободы. В познании окружающего мира научите ребенка прислушиваться к собственной интуиции. Вместе с «Как ты считаешь?» и «Что ты думаешь по этому поводу?» - чаще интересуйтесь «Что ты чувствуешь?».

5. Научите ребенка уважать другую точку зрения, объяснив, что такое отношение является необходимым условием для того, чтобы окружающие уважали мнения ребенка. Внимательно следите за собственным высказыванием, не критикуйте других, особенно – в присутствии ребенка. Позитивные отзывы создают у ребенка чувство защищенности. Научите ребенка руководить негативными эмоциями и не поддаваться плохому настроению. Учите его замечать хорошее и красивое в жизни. Открыто выражайте собственные чувства ребенку. Дети, которые убеждены в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. Не бойтесь проявлять собственную индивидуальность, не скрывайте собственные творческие проявления. Главное, чтобы ваше творчество было хорошим, приносило радость и удовлетворение другим. Станьте образцом неординарной творческой личности для своих детей.

6. По В. Бианки, сохраните в своей душе ребенка: непосредственность, доброжелательность, чистоту мыслей, мечтательность, доверчивость, сказку. Когда ребенок овладевает основами творческой деятельности, предлагайте ему вместе с другими и творческие задания.

Среди путей развития познавательной активности, самостоятельности, творчества, самореализации детей, во многих исследованиях ученых подчеркивается необходимость использования в работе с дошкольниками разнообразных учебных заданий, развивающих, познавательных, интеллектуальных, трудовых, нестандартных, творческих. При этом следует отметить, что в существующих работах, к сожалению, мало уделяется внимания разработке творческих заданий с учетом индивидуальных проявлений детей дошкольного возраста.

Творческие задания предусматривают понимание ребенком проблемы, который вызывает теоретические или практические затруднения, и для их решения необходимо найти способ действия. В психолого-педагогической литературе можно встретить разнообразное количество классификаций творческих заданий, но, как и в случае с определением сущности срока «творческие задания», еще и до сих пор нет единственной общепринятой системы. Рассмотрим отдельные из них.

  • В задание первого класса входе предыдущего анализа с помощью известных средств творческое задание превращается в нетворческое, их решение наступает в результате и на основе полного и адекватного понимания исходных условий задачи. Получены таким образом решение и знание приобщаются к логике уже имеющейся системы;
  • В задание второго класса полное и адекватное понимание задачи наступает в результате и на основе уже полученного интуитивного решения. Полученные в результате решения знания не приобщаются к логике уже имеющейся системы, а нуждаются в ней пересмотра, превращения.

Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста невозможно без организации решения дошкольниками самых разнообразных заданий творческого характера в семье . Первая группа: задания, направленные на развитие перцептивой сферы (дифференцированного восприятия) и произвольного внимания:

  • На листовых нарисованного любые предметы, очень плотно прилегают друг к другу. Их необходимо назвать и определить количество;
  • Предлагается заштриховывать рисунок с учетом заданных условий, которые определены для штриховки разных геометрических фигур;
  • Необходимо найти одинаковые или соответствующие друг другу рисунки и раскрасить их:
  • Найти две половины определенного живого существа и раскрасить их одинаковым цветом;
  • Найти со стороны на листке бумаге и на самом рисунке одинаковый рисунок, и, используя образец, дорисовывать предметы на основном рисунке;
  • Выбрать из нескольких рисунков один, который отвечает изображенному контуру;
  • Найти подобные фигуры;
  • Найти на рисунке отличительные детали; Вторая группа: задания, направленные на развитие наглядно образного мышление:

Задание на определение пространственных отношений:

· Задания, которые можно использовать мысленно, возвращая или вращая изображение:

· Мысленно перевернуть изображение, нарисовать перевернутое изображение;

· Мысленно повернув рисунок, найти фигуру, которая поможет достроить незавершеное перевернутый рисунок;

· Если заданная последовательность вращения рисунка, необходимо установить, которым будет следующий оборот в предложенной последовательности;

· Необходимо мысленно положить на два рисунка один на второй и найти изображение, которое выйдет в результате этого наложения;

· Необходимо найти из нескольких предложенных на выбор частей малыша ту, которая отсутствует на нем;

· Необходимо представить, который из предложенных способов поможет разделить предложенную фигуру;

· Задания, которые предлагают мысленно проследить возможные пути выхода из лабиринта и, избрав правильный, нарисовать его, стараясь не касаться пределов дорожки.

Третья группа: задание на выполнение основных логических действий, развитее умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, определение закономерностей) и формирования понятийного аппарата:

· Задание на формирование понятийного аппарата и логического мышления:

· Необходимо из изображений нескольких предметов найти один «лишний» и объяснить, почему именно этот предмет не подходит к другим, выделяя при этом обобщающее понятие;

· Требуется сгруппировать предметы, обеденив их по общему признаку;

· Необходимо найти «лишнюю» картинку предварительно определив время года, за расположенным в центре листа бумаги рисунком;

· Задания, направленные на развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения закономерностей:

· Проанализировать последовательность расположения рисунков логично продолжить или завершить их, заполнить свободные места, выбрав из предложенных или нарисованных необходимые рисунки;

· Задание, где небхидно определить логические закономерности расположения рисунков в своеобразной таблице;

Четвертая группа: задания, направленные на развитие мелкой моторики руки, здоровых и проворных координация произвольного внимания:

  • Задания, в которых нужен нарисованные точки:
  • Рисунки, изображенные точками;
  • Постепенный переход от обеденение точек к самостоятельно дорисовыванию мелких деталей;
  • Обеденение очек в последовательности чисел, что им отвечают;
  • Комбинированные варианты упражнений;
  • Задания, для решения которых необходимо дорисовывать рисунки разного уровня сложности:
  • Рисование узоров;
  • Дорисовывание небольших рисунков;
  • Задания комбинированного типа, которые имеют, кроме основной, ярко выраженную интеллектуальную задачу;
  • Необходимо рассмотреть рисунок, используя определенные правила отбора разных цветов, с учетом не только цвета, но и формы закрашенных фигур.

Пята группа: задания, направленные на развитие связного вещания:

1) По рисунку, который отображает события той или другой сказки, необходимо вспомнить название и сюжет этой сказки, пересказать его;

2) Необходимо составить рассказ по сюжету рисунка, а затем угадать историю о том, которая привела к событиям изображенным на рисунке, и что будет дальше;

3) На листах бумаге предлагается несколько небольшых рисунков, которые отображают определенную последовательность событий, по которыми следует составить рассказ.

Учитывая особенности развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста, была разработана авторская классификация творческих заданий. При этом были учтены присущие дошкольникам виды деятельности, которые предусматривают проявление творчества (изображающей, словесной, музыкальной, математической). Таким образом, были выделены такие виды творческих заданий:

1. Изображающие творческие задания на рисование разными материалами; разную технику исполнения рисунка; окончание начатого рисунка (когда задается определенный набор линий); рисование с закрытыми глазами; конструирование.

2. Музыкальные творческие задания на придумывание юморесок; просивування песенок «разными голосами»; придумывание танцев под музыку; пантомимическая передаваемость образов наподобие «незиичних танцев» (придумывание танцев, нехарактерным персонажам, или несвойственную ему или некоторому виду музыки); игра в шумовом оркестре.

3. Словесные творческие задания на отбор рифмы; составление начала или окончание стихотворения; фонетическое различение звуков и отбор вариантов их приложения; задание в стихотворениях-диалогах; задания-загадки.

4. Логико-математические задания вариативного характера, с формами, цветами, величинами, числами.

5. Творческие задания комбинированного типа. Например, на слушание «волшебных звуков» и их последующую интерпритацию в руках, словесной или изобразительной деятельности.

Признавая место творческих заданий в работе семье можно указать на то, что они являются универсальным средством, - их можно использовать везде: во время общения, в игре, во время прогулки, самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

Кол-во просмотров: 485

Комментарии