МАТЕРИАЛЫ К ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Лекция “В семье — младший школьник”

Известно, что семья — та основная ячейка, где происходит формирование личности ребенка. Влияние семьи на ребенка доминирующее, уникальное, а во многом и незаменимое. В семьи личность формируется в естественных условиях. Воспитателями и учителями здесь являются ближайшие и самые дорогие для ребенка люди, с которыми он постоянно общается и которым доверяет. Известный педагог В.О.Сухомлинский утверждал:

“В семьи шлифуются самые тонкие грани человека-гражданина, человека-труженика, человека — культурной личности. Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства” (В.О.Сухомлинский, “Родительская педагогика”).

Ошибаются те родители, кто считает, что, отдав ребенка школе в 6—7 лет, до конца учебы получит наученного и воспитанного молодого человека, не прилагая к этому никаких усилий.

Очень хорошо, когда требования учителя относительно учебы и воспитания ребенка совпадают с тем, что требуют родители дома: тогда легко и хорошо всем. Но такого идеального положения почти не бывает. Часто учителю придется учить и воспитывать не только ребенка, но и взрослых — мать или отца. Родители влияют на детей прежде всего своей личностью. Недаром народная мудрость утверждает:

“Какой отец, такой сын”. Личные качества родителей влияют на детей не механически, а через непосредственное общение и совместную деятельность. Однако, как свидетельствуют исследования, в общении родителей и детей есть серьезные недостатки.

Например, на вопрос “На какие темы вы больше всего разговариваете со своим ребенком?” 50 % родителей не ответили совсем, 40 % ответили нечетко: “обо всем”, “на разные темы”. Эти результаты свидетельствуют об ужасной бедности тем для общения. Относительно совместной деятельности родителей и детей, то чаще всего она не выходит за пределы домашнего труда (бытовых дел).

Так, на протяжении 11 месяцев родители занимались со школьниками 18—20 мн. на день, или 9 часов на месяц. Но они могут помочь детям подобрать поговорки из данной темы, подготовить детский праздник и тому подобное.

Тревожит и то, что не в каждой семье господствует откровенность и взаимопонимание. Но в семье, где все шаги подчинены родительским, где дети несут в сердцах материнское слово, они растут искренними, откровенными. Безразличие, эгоизм отдельных родителей, делает детей жестокими, калечит детские души.

Относительно домашних заданий, то их выполнение, конечно, следует контролировать. Браться за выполнение домашнего задания не стоит сразу по окончании уроков, когда работоспособность школьника значительно снижена. По возвращению из школы ученику в первую очередь следует отобедать. Наилучшее время для этого — около 13 часа. Желательно, чтобы обед состоял из первого дела (жидкой), второго (рыбной или мясной) и третьего (компот или фрукты).

Чтобы возобновить силы, работоспособность, надо отдохнуть на свежем воздухе: помочь по хозяйству, поиграть в подвижные игры. Однако отдых не должен перевешать 1,5 часа, иначе ребенок устает от избыточной физической нагрузки. Полезный младшим школьникам и пассивный отдых — дневной сон до 1 час.

Важно также, чтобы ребенок выполнял домашнее задание в одно и то же время. Лучше всего — около 16 час. В это время центральная нервная система во второй раз за сутки активно включается в работу, возобновляется работоспособность ребенка.

Стоит обратить внимание и на то, правильно ли сидит ребенок за рабочим столом, как освещено рабочее место, а также на то, сколько времени он проводит за уроками. Первоклассник должен тратить на выполнение домашнего задания до 1 часа; ученык второго класса — 1,5 часа; третьеклассник — 1,5 часа; ученик четвертого класса — 2 часа с обязательным перерывом через 30 мн.

Очень важно приучить детей и дома работать собранно и в хорошем темпе. Чтобы внимание детей не распылялось, следует взять за правило: к началу работы убрать из стола все, что не касается домашнего задания.

Стоит обратить особенное внимание на гигиену сна. Для учеников начальных классов длительность сна должно составлять 11—12 часа: 10 часа ночью — из 21 часа до 7 часов утра и 1—2 часа днем. Родителям надо помнить, что постоянный недосып может вызывать переутомление. Позднее выполнение домашних заданий, избыточный пересмотр телепрограмм тоже вызывают переутомление.

Лекция с практическим занятием “Формируем самооценку ребенка”

Родители — это учителя в важнейшей школе в мире — школе становления личности.

Здесь нет выходных и каникул, им приходится исполнять свои обязанности 24 часа в сутки, 365 дней в год.

“Моя мама поставила бы меня на наивысшую ступень. Она меня больше всего любит. Я бываю непослушная, я немножко хитренькая. Я не всегда красиво пишу... Но мама меня все равно любит, потому что я — ее ребенок. Я знаю это... своим сердцем. И папа меня любит. Он играется со мной, даже когда очень уставший, и не кричит, когда я делаю что-то не так...”.

Это выписка из протокола исследования самооценки по методике “Ступеньки”, где ребенку предлагается оценить себя, разместив картонную фигурку на одной из 7-ми ступенек. Самооценка - это и значимость, которой ребенок наделяет себя в целом, а также отдельные свои качества, — особености деятельности, поведения, личностных проявлений. Поэтому развитие адекватной самооценки зависит от объективности внешних оценок.

Самыми авторитетными для 6—7-летнего малыша есть родные люди. В семье, во-первых, вместе люди ризного возраста, пола, рода занятий; во-вторых, взрослые члены семьи могут влиять на малыша в разных жизненных ситуациях; в-третьих, одним ребенком заботится несколько взрослых. Важнейшее для ребенка — гармоничность отношение между членами семьи, позитивный психологический климат, приоритет духовных ценностей, высокий уровень культуры.

Неправильное воспитание

1. Тип неприятия (отсутствие любви к родителям). Характерные признаки: избыточный, жесткий контроль за ребенком; применение жестоких методов наказания; претензионное, протестное отношение к ребенку; минимум внимания со стороны родителей. Это предопределено тем, что ребенок был нежелательным, не похожая на родителей, родилась с физическим изъяном и тому подобное. Последствия: непринятие родителями ребенка ведёт к непринятию им родителей, то есть возникает взаимное отчуждение.

2. Гиперсоциальный тип (я люблю тебя лишь тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания и выполняешь мои требования). Такой тип воспитания базируется на четких инструкциях. Ребенок будто запрограммирован, излишне дисциплинирован, сухой и педантичен. Он — как робот, автоматический исполнитель.

Последствия: попытка угодить другим, страх перед трудностями и неудачами. Развивается неуверенность, негативное отношение к себе. Как следствие — социальная изоляция, ребенок остается наедине со своими проблемами и переживаниями.

3. Тревожно уверенный тип (любовь к ребенку трансформируется в страх потерять его).

Ребенку навеивают мысль о том, что на нее везде караулит опасность. Последствия: страх родителей за ребенка приводит к тому, что он становится запуганным, тревожным, несамостоятельным, нерешительный, робкий. Формируется низкая самооценка.

4. Эгоцентрический тип (навязывание ребенку мысли, что он чрезвычайный, исключительный).

Обязанности ребенка возведешь к минимуму, права — неограниченны. Его наименьшие желание мгновенно исполняется. Ребенок стремится всегда быть замеченным, вызвать общее одобрение, а когда этого нет, возникают истерические реакции.

Последствия: в характере ребенка развиваются и закрепляются эгоистичные тенденции. В коллективе сверстников миф, что она наилучший, разрушается, поскольку его стремление быть лидером ничем не подкреплено. Ребенок становится одиноким или закрепляет агрессивность как черту характера.

Человек с заниженной самооценкой через свою неуверенность постоянно ожидает унижения, обмана, насмешки, обиды. Низкая самооценка влечет постоянный страх. Этот страх побуждает к употреблению алкоголя, наркотикам, к правонарушениям и преступлениям. Не стоит надеяться получить готовые рецепты или советы, которые гарантировали бы полный успех по делу семейного воспитания. Ведь каждая семья — это отдельное государство, которое живет по своим правилам и законам.

Специалистами обнаружены универсальные механизмы, на которых должно учреждаться умное воспитание: — принятие ребенка такой, какая она есть;

— усовершенствование системы одобрений и наказаний;

— налаживание субъектных взаимоотношений между родителями и детьми.

Принятие (позитивное отношение к ребенку, не зависимо от того, радует ли он взрослых в данный момент):

— разрешение ребенку быть такой, которой она является;

— внимание к его чувствам и мыслям, умению услышать и понять их;

— способность поддержать ребенка;

— уважение к позиции ребенка, вера в его силы и возможности;

— готовность делиться собственными взглядами и ценностями;

— снисходительное и терпеливое отношение.

Система одобрений и наказаний.

Родители должны помнить, что одобрение надлежащего поведения ребенка более важное для его развития, чем осуждение.

Оценивать нужно только поступки и дела ребенка, а не его самого. Любое одобрение состоит из двух компонентов — сказанное взрослыми и сказанное ребенком. Сказанное родителями должно обнаруживать четкую позитивную оценку детских поступков или намерений: “Благодарю за то, что помыл машину. Теперь она выглядит, как новенькая”.

Наказание должно быть производительным, а не разрушительным.

• Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

• Если есть сомнения, наказывать или не наказывать — не наказывайте .

• За один раз — только одно наказание.

• Лучше не наказывать вообще, чем наказывать из опозданием.

• Наказанный — прощенный (о старых грехах — не слова).

• Наказание — без унижения (это не торжество вашей силы над слабостью ребенка).

• Ребенок должен бояться не родительского наказания, а того, что он доставляет кому-то боль своими словами, действиями, поступками, намерениями.

Взаимоотношения между родителями и детьми зависят не от того, сколько раз на день взрослые хвалят или наказывают ребенка, а от того, как они это делают. Слишком увлекаясь разными методами и средствами воспитания, родители воспринимают своего ребенка как собственность, как материал, из которого они могут “вылеплять” идеал сына или дочки. Они автоматически лишают ребенка права голоса и права выбора.

Чтобы предотвратить нежелательные тенденции, психологи советуют рассматривать воспитание не как одностороннее движение влияний, а как двусторонний процесс, ребенок — активный участник, субъект воспитание. Отношения между родителями и детьми в семье строятся на принципах доверия, личного равенства, взаимопонимания, опредиление права каждого на собственную точку зрения в разных жизненных ситуациях.

Родители должны быть пристальными и очень чувствительными к реакциям, словам, поступкам своих детей. Способность услышать, понять ребенка — своеобразный мостик между воспитателем и воспитанниками. Нужно помнить: перед вами не просто маленький ребенок, а личность со своим внутренним миром, и только ей присущими индивидуальными отличиями.

Подборка психолого-педагогических советов для родителей первоклассников

Взвесив все основные факторы развития полноценной, целостной личности, формирования адекватной рефлексии дошкольника, анализируя опыт собственных исследованье, учитывая показатели физического и психического развитию дошкольников, с целью обеспечения психологического здоровея, предотвращения расстройств нервной системы, советуем пользоваться в работе с детьми такими принципами.

Для поддержания познавательной активности:

• поощрять все усилия ребенка, а именно ее желание познавать новое;

• важно отвечать на все вопросы ребенка, заниматься с ней тем, что ей нравится;

• избегать стереотипов и шаблонов в работе, развивать творчество воспитанников.

С целью предотвращения формирования негативного образа “Я” ребенка желательно:

• избегать негативных оценок ребенка, результатов ее деятельности;

• сравнивать результаты работы ребенка только с ее собственными достижениями, а не с достижениями других детей;

• не дергать ребенка ежеминутно, не говорить ему о его недостатках, не подавлять инициативу ребенка. Твердость линии в воспитании достигается терпением, отсутствием спешки;

• не путать понятие “хороший” и “удобный” ребенок;

• каждый ребенок в процессе воспитания, общения с воспитателем, учителем, родителями, должен почувствовать защищенной.

Ориентация на позитивный контакт с ребенком:

• любить детей;

• найти золотую середину между периодическими пребыванием малыша наедине с собой и общением с взрослыми;

• каждый ребенок нуждается в любви и теплоте чувств для полноценного личностного развития.

Ориентация на индивидуальность ребенка:

• психологическое здорове ребенка — его желания быть “всем, чем он может”;

• развитие своего потенциала через само актуализацию, нахождение правильного представления, о самом (самой) себе.

Избегайте авторитарного стиля в воспитании детей! Избегайте прямого давления на ребенка.

Памятка родителям первоклассников

От пятилетнего ребенка ко мне только шаг, от новорожденного к пятилетнему — большое расстояние. (Л.Толстой)

Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с ребенком. Определите для него место в семе. Пусть не будет диодного дня без прочитанной книжки.

Разговаривайте с ребенком, развивайте его язык. Интересуйтесь делами и проблемами ребенка. Позволяйте ребенку рисовать, раскрашивать. Посещайте театры, организуйте семейные экскурсии городом.

Отдавайте преимущество полноценному питанию ребенка, а не роскошной одежде. Ограничьте пересмотр телепередач, игры на компьютере к 30 мн. Приучайте детей к самообслуживанию, формируйте трудовые навыки и любовь к труду. Не делайте из ребенка лишь потребителя, пусть он будет равноценным членом семи со своими правами и обязательностями.

Помните, что дети — не просто продолжатели ваших умений, знаний, способностей. Каждый ребенок имеет право на реализацию своих потенциальных возможностей и на собственную судьбу.

Правила для первоклассников

1. Не забирай чужого, но и не все свое отдавай.

2. Попросили — дай, пытаются отобрать — старайся защищаться.

3. Не обижайся без причины.

4. Сам ни к кому не приставай.

5. Когда зовут играться — иди, не зовут — попроси, этого стесняться не следует.

6. Играйся честно, а если руководишь игрой — не обежай других.

7. Не дразнись, не хнычь, не требуй ничего. Никогда дважды не проси. Не будь ябедой.

8. Через оценку не плач, с учителями не спорь и не обижайся. Делать уроки нужно всегда, тогда и оценки будут красивы

9. Не будь никогда замарашкой — таких не любят.

10. Чаще говори: давай дружить, давай вместе гулять.

И всегда у тебя будут друзья.

Кол-во просмотров: 302

Комментарии

  • AncicVep

    2017-11-24 05:13:32

    Ха вот вы жжоте[url=http://agrolinepro.ru/agricultural-machinery],[/url]...